УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ Маилова К.а. приказ № 40 от 01.09.2021 г . План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ№1с. Белиджи» 2021-2022 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования и среднего общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеоразовательной программы. План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ№1 с. Белиджи» обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования определяет общий и максимальный объём нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования План подготовлен с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учёт познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей (законных представителей); - учёт кадрового потенциала образовательной организации; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед образовательной организацией. Целью внеурочной деятельности является - создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и последующего усвоения образовательных программ - воспитание гражданственности, трудолюбия , уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи: -создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей начального общего и основного общего образования и более успешного освоения его содержания; -способствование осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - компенсация отсутствия или дополнения, углубления тех или иных учебных направлений, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизация жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; - ориентация обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Программы внеурочной деятельности направлены: - на расширение содержания программ начального и основного общего образования; - на реализацию основных направлений образовательной политики; - на формирование личности ребёнка средствами искусства, творчества, спорта. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности: Естественно научное , Духовно-нравственное, Социальное, Художественное, Общекультурное. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной композиции- «становиться лучше»; - укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; - формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам: - принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей - формирование основ российской гражданской идентичности; - пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; - формирование патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, экскурсии, выставки-путешествия, лекции, беседы, видео -занятия, игры- путешествия, викторины, акции, конкурсы, утренники, сборы, операции, праздники, классные часы. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; -формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Данное направление реализуется через программы "По странам и континентам", "Азбука дорожного движения", психологические занятия "Диалог", психологический практикум, участие обучающихся в акциях, проектах и исследованиях, работу классного руководителя по плану воспитательной работы школы. Она носит названия «Общественно – полезная практика», «Мой портфель достижений". По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, презентации портфеля достижений, презентация творческих работ, беседы, экскурсии, акции, проведение коллективных творческих дел, сюжетно- ролевые игры. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основные задачи: - формирование навыков научно- интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов, викторины, беседы, выставки, инсценировки, выпуски газет, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады научно- исследовательские конференции. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: - формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры. Данное направление реализуется через программу "Волшебный мир книг",работу классного руководителя по плану воспитательной работы школы. Она проводится по направлению «Природа. Творчество. Дети», реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах, предметные декады, олимпиады, проектную деятельность. По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, практические занятия, игры, экскурсии, выставки и конкурсы, акции, беседы. Педагогическое обеспечение: Деятельность Функции Административно- Координирует деятельность всех координационная участников образовательного процесса, участвующих введении ФГОС, обеспечивает своевременную отчетность о результатах введения, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов введения, вырабатывает рекомендации на основании результатов введения КонсультативноОбеспечивает: предоставление всех методическая необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС, проведение семинаров и совещаний, оказание консультативной и методической Ответственные Директор школы, Педагог- организатор. Заместитель директора по УВР, Педагог- организатор. Информационноаналитическая Организационная помощи учителям, работающим по ФГОС Выносят решения по результатам введения ФГОС, информируют об эффективности ФГОС Изучают документы ФГОС, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями Педагогический совет, школьное методическое объединение Задействованные педагоги школы. Педагогическое обеспечение Оптимизационная модель внеурочной деятельности основывается на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, зам.директора по УВР, педагогорганизатор, психолог, библиотекарь). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Материально-техническое обеспечение Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: имеется столовая, в которой организовано питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивной площадкой со спортивным инвентарем, музыкальная техника, библиотека. В школе имеются 1 школьный автобус. Все кабинеты оборудованы компьютерной техникой, проекторами, экранами, выходом в интернет. Информационное обеспечение Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу). Результаты внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровнях начального общего и основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровень Второй уровень Школьник знает и понимает Школьник ценит общественную жизнь общественную жизнь (2-4 классы) (1 класс) Приобретение школьником социальных Формирование позитивных отношений знаний (об общественных нормах, об школьников к базовым ценностям устройстве общества, о социально общества (человек, семья, Отечество, одобряемых и неодобряемых формах природа, мир, знание, труд, культура). поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности. - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. План внеурочной деятельности МБОУ « СОШ №1 с.Белиджи» на 2021-2022 учебный год. 1-4 классы Направления внеурочной деятельности Программы Формы организации Общеинтеллектуальное Занятия Общекультурное Занятия, викторины, конкурсы Занятия, акции, проекты. Занятия, викторины, конкурсы, участие в социальных проектах Духовнонравственное Социальное Объём внеурочной деятельности в часах в неделю в год 1(33) 2(68) 3(68) 4(68) 2 1 1 ИТОГО 2 2 2 2 2 План внеурочной деятельности в 5-9,10 -11классах МБОУ «СОШ №1с.Белиджи» на 2021-2022 учебный год Направления развития личности Название программы курса внеурочной деятельности Количество часов в неделю 5-ые класс ы Общекультурное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Спортивнооздоровительное Социальное Итого 6 класс 1 7 класс 1 8 класс 9 класс 2 1 1 11 класс 1 «Я в мире, мир во мне» «Азбука добра», 2 «Загадки русского языка», «Русский язык и культура речи» «Познай себя» 10 класс 1 1 1 1 1 1 1 1