ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №1с.Белиджи» Цели и задачи образовательной организации Основными целями Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1с.Белиджи» (далее по тексту – Образовательная организация) являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни. Образовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Образовательная организация несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам; за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Ожидаемые результаты • начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта; • основное общее образование (5-9 классы) - достижение уровня функциональной грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, и готовность к обучению по программам среднего общего образования, осознанному профессиональному выбору; • среднее общее образование (10,11класс) - достижение уровня общекультурной, методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы. Реализуемые основные общеобразовательные программы Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1с.Белиджи» реализует следующие общеобразовательные программы: • Основные общеобразовательные программы: • начального общего образования (1-4 классы); • основного общего образования (5-9 классы); • среднего общего образования (10,11 классы). • Внеурочная деятельность. Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №1 с.Белиджи» на 2021-2022 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Закон Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан» от 16 июня 2014г. №48; • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004); • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для X-XI кл); • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (далее - ФГОС начального общего образования); • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-IX классов образовательных организаций); • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»; • Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПин 2.4.2.2821-10); • Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации" с рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках • Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; • Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1с.Белиджи» • Режим функционирования образовательной организации Учебный план образовательной организации на 2021-2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает: • 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; • 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; • 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: • I класс – 33 учебные недели; • II-IV классы – 35 учебных недель; • V-VIII и X - классы – 35 учебных недель; • IX, XI классы – от 34 учебные недели . Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2021 года. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Максимальная учебная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет: Классы I II III IV V VI VII VIII IX X XI Максимальная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 21 26 26 26 32 33 35 36 36 37 37 Продолжительность учебной недели: 5-дневная для I классов, 6-дневная для II - X классов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: • для обучающихся I классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; • для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков; • для обучающихся V-VI классов не более 6 уроков; • для обучающихся VII-XI классов не более 7 уроков. Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в две смены. Обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (февраль). Продолжительность урока в II-IV классах и в V-X классах составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 5 до 10 минут. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 часа, в IV-V классах – 2 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX-X классе – до 3,5 часов. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Общеобразовательная организация для использования при реализации образовательных программ выбрала: • учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253); • учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 №729). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана и, формируемую участниками образовательных отношений, основных общеобразовательных программ; Учебная нагрузка педагогических работников. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601. При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций документа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями). План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего , основного общего и среднего общего образования Школа предоставляет обучающимся возможность выбора спектра занятий, направленных на их развитие и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Основной принцип внеурочной деятельности - добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего , основного общего образования и среднего общего образования определяет общеобразовательная организация. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Пояснительная записка к учебному плану для ООП начального общего образования МБОУ «СОШ №1 с. Белиджи» на 2021-2022учебный год. Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189; – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; – Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233; – письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; – примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); – письмо Министерства образования Республики Дагестан от 12 .07.2019 № 06-7164/0118/19 от 12 июля 2019г. «О направлении методических рекомендаций»; – устав МБОУ «СОШ №1с. Белиджи» Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1–4-х классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за 4 года – 3336 часов Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: – для 1-х классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – 5 уроков за счет урока физической культуры; – для 2–4-х классов – не превышает 5 уроков при шестидневной учебной неделе. Учебная неделя пятидневная. – 1-е классы – 33 недели; Количество учебных недель: – 2–4-е классы – 35недель. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10: – в 1-х классах – не более 21 часа в неделю; – во 2–4-х классах – не более 26 часов в неделю. Планируемые результаты в 1–4-х классах основываются на требованиях к освоению основных образовательных программ, программы формирования универсальных учебных действий, а также потребностях учащихся, родителей и общества. Личностные результаты: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, проявление инициативы, самостоятельность, умение осознавать свои индивидуальные способности для их дальнейшего развития. Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, освоение системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы (при наполняемости класса не менее 20 человек) при изучении курсов иностранного языка во 2–4-х классах, ОРКСЭ в 4-х классах. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; – готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Деятельность школы определяется Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки от 23.08.2017г. №816 и Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МБОУ «СОШ №1 с. Белиджи». Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке» В соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей) изучение содержания учебных предметов предметной области «Родной язык» начинает изучаться во 2 классе 1 часом в неделю, чтобы не допустить путаницы в изучении алфавитов разных языков. Учебные предметы предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 3–4-х классах представлены в объеме 1 часа в неделю. 2. «Математика и информатика» Включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю в 1–4-х классах. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках других учебных предметов. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических модулей в программы учебных предметов «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир». 3. «Иностранный язык» Включает в себя учебный предмет «Иностранный язык (английский)», так как все обучающиеся начальной школы выбрали для изучения английский язык. Учебный предмет представлен в объеме 2 часа в неделю во 2–4-х классах. 4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» Включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1–4-х классах. Программа учебного предмета «Окружающий мир» в 1–4-х классах включает тематический модуль «Информационные технологии в современном мире», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. 5. «Основы религиозных культур и светской этики» Включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который представлен в объеме 1 час в неделю в 4-м классе. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся будут изучать модуль «Основы исламской культуры». 6. «Искусство» Включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4х классах. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1–4-х классах включает тематический модуль , который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. Учебный предмет «Музыка» представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. 7. «Технология» Включает в себя учебный предмет «Технология», который представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. Программа учебного предмета «Технология» в 1–4-х классах включает тематический модуль, который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. 8. «Физическая культура» Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 3 часа в неделю в 1–4-х классах. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно-образовательной среды образовательной организации. Содержание ООП начального общего образования, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений в рамках учебного плана ООП начального общего образования, направлено: – на изучение дополнительных учебных предметов внутри обязательных предметных областей. Так, во 2-4х классах вводится предмет «Шахматы». Количество часов – 34 часа в год; –на углубленное изучение отдельных предметов, представленных в обязательной части учебного плана(литературное чтение, русский язык, математика и окружающий мир, литературное чтение на родном языке); обеспечение различных познавательных интересов обучающихся. Классы 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 4-й Формы промежуточной аттестации Учебные предметы Форма Русский язык Диктант с тестовой частью Иностранный язык (английский) Контрольная работа Литературное чтение Проверка навыков работы с текстом Математика Контрольная работа Окружающий мир Тестирование Музыка Творческая работа Изобразительное искусство Выполнение рисунков Технология Творческая работа Физическая культура Сдача нормативов/тестирование ОРКСЭ Тестирование Русский язык 1/33 1/35 1/35 1/35 4/138 Шахматы - 1/35 1/35 1/35 3/105 Литературное чтение на родном языке - 1/35 - - 1/35 Максимально допустимая нагрузка (при шестидневной рабочей неделе) 21/693 26/910 26/910 26/910 99/3424 Пояснительная записка к учебному плану для ООП основного общего образования в МБОУ " СОШ №1с.Белиджи" Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановлением главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189; – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; – Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233; – письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; – примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); – письмо Министерства образования Республики Дагестан от 12 .07.2019 № 06-7164/0118/19 от 12 июля 2019г. «О направлении методических рекомендаций»; – устав МБОУ «СОШ №1 с. Белиджи» Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 -х классов Учебная неделя шестидневная. Количество учебных недель: – 5-8 классы – 35недели; --9 классы --34 недель Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10: – в 5-х классах – не более 32 часов в неделю; – в 6-х классах – не более 33 часов в неделю. -- в 7-х классах – не более 35 часов в неделю. -- в 8-9 классах – не более 36 часов в неделю. Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5848часов Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного основного общего образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; – готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях образования, их приобщение к информационным технологиям; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. К учебным предметам федерального компонента учебного плана отнесены учебные предметы: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранные язык(английский), второй иностранный язык(немецкий), математика ,алгебра , геометрия, информатика, история России, всеобщая история, обществознание, география, физика, химия, биология, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Русский язык и литературное чтение .Включает в себя учебный предмет "Русский язык " ,который изучается в объеме 5 часов в неделю в 5-6 классах, 4 часа в неделю в 7-8 классах, 3 часа в неделю в 9 классе. "Русская литература " изучается в объеме 3 часов в неделю в 5-9 классах. Родной язык (азербайджанский, табасаранский, лезгинский) и родная литература . Учебный предмет "Родной язык" изучается в 5-8 в объеме 2 часа в неделю ,в 9 классах в объеме 1 час в неделю. Учебный предмет "Родная литература " изучается в 5-8 классах в объеме 1 час в неделю Иностранные языки .Данная предметная область включает в себя учебный предмет "Иностранный язык "(английский) в объеме 3 часов в неделю и учебный предмет "Второй иностранный язык" (немецкий) в объеме 1 час в неделю в 5-х классах. "Математика и информатика" В эту предметную область входит учебный предмет "Математика", который представлен 4 часами в неделю в 5,6 классах. Учебный предмет "Алгебра " изучается в 7-8 классах в объеме 3 часа ,в 9 классе-4 часа в неделю. "Геометрия" изучается в 7классе 1 час;8-9 классах на изучение геометрии выделены 2 часа в неделю. "Информатика " изучается в 7-9 классах в объеме 1 час в неделю. Общественно- научные предметы. Предметная область состоит из учебного предмета "История России" ,изучаемая в 6-9 классах в объеме 1 час в неделю,"Всеобщая история" изучается в 5-9 классах в объеме 1 час в неделю, на изучение предмета "Обществознание " отводится 1 часа неделю в 6-9 классах. На изучение предмета "География" отводится в объеме 1 час в неделю в 5-9 классах . Учебный предмет "Физика" изучается в 7-9 классах в объеме 2 часа в неделю; "Химия" изучается в 8,9 классах в объеме 2 часа в неделю. На изучение учебного предмета "Биология" отводится 1 час в неделю в 5-9 классах. Искусство включает в себя учебные предметы "Изобразительное искусство " и "Музыка".Учебный предмет «изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 5-7 классах. Учебный предмет "Музыка" представлен в объеме 1 час в неделю в 5-7 классах. Технология включает в себя учебный предмет "Технология" в объеме 1 час в неделю в 5-7 классах. Физическая культура Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 5-9-х классах. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно-образовательной среды образовательной организации. Содержание ООП основного общего образования, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений в рамках учебного плана ООП основного общего образования, направлено на углубленное изучение отдельных предметов, представленных в обязательной части учебного плана (русский язык , литература ,химия, физика, биология, география.) ОДНКР 1 час в неделю в 5-х классах. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными актами общеобразовательной организации; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в общеобразовательной организации в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей). Общими для включения во все учебные планы являются обязательные учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный(ые) проект(ы). Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем общеобразовательной организации. Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего календарного учебного графика на текущий учебный год. Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История», «География», «Экономика», «Право», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» могут изучаться на базовом и углубленном уровнях. В рамках универсального профиля возможно изучение учебных предметов только на базовом уровне либо изучение учебного предмета (учебных предметов) на углубленном уровне. В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий (в том числе и дистанционная), формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми общеобразовательной организацией. Общие подходы к организации внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий. Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел. Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется с учетом особенностей образовательных организаций. Обязательными учебными предметами на базовом уровне являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Астрономия»-10 класс, «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание». Примерный учебный план устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено. Региональным компонентом учебного плана является определение времени на изучение учебных предметов «родной язык» (I час в неделю в каждом классе) и «дагестанская литература» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI классах. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации. Часы компонента образовательной организации при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, могут использоваться для: -увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых учебных предметов федерального компонента; - преподавания элективных учебных предметов; - преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; - проведения учебных практик и исследовательской деятельности; - осуществления образовательных проектов и т.п. Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: - развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; - удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Количество изучаемых элективных учебных предметов определяется образовательной организацией в зависимости от выбора обучающихся. При формировании учебного плана образовательная организация выбирает элективные учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах возможно использование электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции). Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные методы оценивания качества знаний. История 1/35 1/34 1/35 1/34 Химия Элективный курс «Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи». «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» 1/35 1/34 1/35 1/34 7/245 37/1295 7/238 37/1258 Финансовая грамотность Итого Максимальная нагрузка 6-дневной недели Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. Независимо от принятой в образовательной организации системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История». Изучение учебного предмета «История» в XI классе 2021/2022 учебного года осуществляется по линейной модели исторического образования (1914-1945 годы). Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля. Допускается реализация учебного предмета «Математика» в XI классе учебными предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в соответствии с образовательной программой образовательной организации. Изучение естественнонаучных предметов в XI классе может быть обеспечено как интегрированным учебным предметом «Естествознание», так и отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по I часу в неделю (всего 34 часа каждый), учебный предмет «Физика» - 2 часа в неделю (всего 68 часов). Учебный предмет «Астрономия» вводится в X классе как отдельный обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне и является обязательным (не менее 35 часов за года обучения) для изучения вне зависимости от выбранного образовательной организацией профиля или модели универсального (непрофильного) обучения.